Программа «Приглашение к танцу»

I  Пояснительная  записка

 

Что такое танец и как овладеть этим искусством?

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Спортивный бальный танец является одной из форм хореографического искусства. Так же как и классический, бальный танец возник из народного танца. Само перечисление старинных бальных танцев свидетельствует об этом: полонез, мазурка, краковяк, полька, венгерка, бальная русская, вальс, а позднее танго и другие популярнейшие танцы обязаны своим происхождением народам Польши, Венгрии, Испании, Англии, стран Латинской Америки. Поэтому бальный танец по содержанию и форме можно считать интернациональным, выражающим общечеловеческие чувства и быть вместе с тем глубоко национальным. А современный бальный танец очень красив, выразителен и динамичен.

Бальные танцы – неиссякаемый источник красоты, вдохновения, эстетического и физического совершенства. Поэтому обучение бальному танцу играет немаловажную роль в воспитании детей. Бальный танец многогранен, он сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования.

На основе естественной потребности ребенка в движении, бальный танец позволяет развить фантазию, чувство гармонии, умение владеть своим телом,  передавать чувства и эмоции через пластику движения.

Систематические занятия формируют потребность у обучающихся к постоянной внутренней творческой работе над собой, формируется стержень, который станет опорой на всю дальнейшую жизнь.

Уроки классического танца формируют красивую осанку, развивают силу ног (в частности,  стоп), подвижность всех суставов. Для решения этой задачи в программе обучения предусмотрены занятия экзерсисом у станка и на середине.

Историко-бытовой танец позволяет осознать истоки бальных  танцев, воспитывает изысканные манеры, которые помогают при создании образа в европейской программе.

Жанры современной хореографии при четкой характеристики каждого из них способствует развитию выразительности в латиноамериканской программе. Для развития ритмической восприимчивости предусматривается знакомство со степом.

Народно-сценический танец наиболее интересен тем, что позволяет выделить черты, формирующие различные национальные стили.

Программа поделена на циклы обучения по принципу «от простого к сложному», и так, что в каждом цикле равномерно представлены танцы разных разделов.

Для учащихся, занимающихся совершенствованием своего мастерства помимо общего знакомства с перечисленными дисциплинами, необходима регулярная практика в классическом и джазовом направлении.

 

Цель образовательной программы – раскрыть внутренний мир ребенка, и дать толчок в правильное созидательное творческое направление для дальнейшего гармоничного развития личности.

 

Исходя из цели программы, определяются ее задачи:

 

  • Приобщение учащихся к танцевальной культуре;
  • Привитие любовь к искусству, формирование художественного вкуса;
  • Формирование танцевальных навыков и умений средствами бальной, классической хореографии, характерных и клубных танцев;
  • Музыкальное и физическое воспитание;
  • Создание условий для самовыражения, самореализации, творческой развитии личности.

 

             

  Так как  основной творческой деятельностью коллектива является подготовка номеров для различных выступлений, в процессе работы у учащихся формируются этические нормы поведения и творчества, которые предполагают:

  • Воспитание уважения к партнеру (партнерше);
  • Умение радоваться успехам других;
  • Чувство товарищества, взаимовыручки и помощи младшим;
  • Коллективное взаимодействие с ребятами из других творческих объединений;
  • Умение спорить и отстаивать свою позицию в корректной форме;
  • Формирование художественного вкуса к произведениям искусства.

 

Данная образовательная программа является модифицированной к разделу «Спортивный бальный танец» разработанной на основе «Учебной программы по ритмике и спортивным танцам для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования», разработанной Российской Государственной Академией физической культуры. Программа адаптирована к условиям средней школы, расчитана на 7 лет обучения и состоит из трех этапов.

 

II   СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

Этапы

программы

Продолжи-

тельность

обучения

Возраст

детей

 

Форма обучения

 

Режим занятий

 

I

этап

 

1 год

 

6-7лет

 

Групповые занятия

 

3 раза в неделю по

1 часу

 

 

II

этап

 

 

3 года

 

 

7-9 лет

 

2-ой год-групповые

занятия

3-ий год-групповые,

индивидуальные

занятия

 

2-3-ий год-2 раза по 1часу, 1 раз по 2 часа

4-ый год- 1 раз по1часу, 2 раза по 2 часа

 

 

III

этап

 

 

3 года

 

 

10-16

лет

 

 

Групповые и индивидуальные занятия

 

 

5-7-ой год-3 раза по 2 часа

 

Цель первого этапа – обучение начальным танцевальным навыкам и умениям, т.е. формирование  фундамента, на основе которого учащийся в дальнейшем может обучаться в любом направлении хореографии (бальном, народном, классическом, эстрадном и т.п.).

Задачи первого этапа обучения:

  • Приобщение учащихся к танцевальной культуре, знакомство с понятием танца.
  • Начальное хореографическое образование средствами партерной гимнастики, основ классической и бальной  хореографии, эстрадного танца;
  • Общее физическое воспитание, формирование правильной осанки и походки;
  • Формирование музыкально-ритмической координации.

 

 После первого этапа учащиеся должны знать и уметь:

— как вести себя на уроке и на сцене;

— знать и уметь выполнять построения и перестроения в зале;

— знать основные понятия хореографии (танец, танцевальные позиции, положение рук, ног, головы в танце);

— уметь слушать объяснения учителя,  повторять за ним и исполнять самостоятельно простейшие движения и комбинации;

—  начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой;

—  согласовывать свои движения с характером музыки (веселый, спокойный), темпом (быстро, медленно), стараться музыкально исполнять танцевальные движения;

—  владеть некоторыми видами движения: ходьбы, бега, прыжков;

—  исполнять танцевальные номера, на основе изученных  элементов танца и простейших танцевальных комбинаций.

 

Цель второго этапа обучения – заинтересовать детей в дальнейшем обучение, развитие танцевальных навыков и умений в бальной хореографии, завершение формирования фундамента, на базе которого можно обучаться в различных направлениях искусства.

  Задачи второго этапа обучения:

  • Дальнейшее развитие ритмической координации;
  • Закрепление умений правильно и устойчиво двигаться в различных ритмах и направлениях;
  • Формирование музыкального исполнения танца;
  • Изучение основных движений и фигур западноевропейской и латиноамериканской программ бальных танцев;
  • Начальная классическая подготовка (основы классического танца);
  • Ознакомление с историей танца и его характерными особенностями;
  • Формирование и изучение культуры поведения в паре;
  • Физическое и нравственное развитие и воспитание.

 

          После второго этапа обучения учащиеся должны знать и уметь:

—  знать понятия бального танца (латиноамериканского и западноевропейского);

—  знать чем различаются между собой классический,  историко-бытовой и характерный танец;

—  знать и уметь  двигаться в различных танцевальных направлениях;

—  уметь выразить характер исполняемого танца;

—  уметь построить пару для исполнения танцев латиноамериканской или западноевропейской  программы;

—  уметь работать самостоятельно над исполнением отдельных элементов и фигур танца;

—  исполнять массовые концертные номера.

 

На третьем этапе обучения основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

После этапа базисной подготовки (1-3 год обучения) наступает этап концертной и конкурсной подготовки и совершенствования. Из наиболее успешно занимающихся формируется постоянный концертный состав.

Цель третьего этапа – дальнейшее обучение и развитие танцевальных  навыков и умений для  участия в концертной и конкурсной деятельности. Воспитание гармоничных исполнителей европейской и латиноамериканской программы.

 

Задачи третьего этапа:

  • общая хореографическая подготовка;
  • музыкально-ритмическое воспитание;
  • Продолжение изучение основных движений, фигур и композиций современных бальных танцев;
  • Создание гармоничной пары в физическом и нравственном отношении;
  • Специальное физическое развитие, нацеленное на выносливость танцоров;
  • Развитие чувства товарищества и ответственности;
  • Культурное, эстетическое и нравственное воспитание.

 

После третьего этапа обучения учащиеся должны знать и уметь:

—  знать классическую и бальную терминологию;

—  музыкально исполнять любой танец из программы обучения;

—  уметь самостоятельно работать над своим исполнением;

—  уметь быстро реагировать на нестандартную ситуацию во время концертного выступления;

—  владеть требуемой техникой исполнения программных танцев;

—  владеть танцевальной импровизацией;

—  владеть культурой самовыражения в танце и музыке;

—  исполнять массовые и сольные концертные номера.

 

 

Для определения уровня развития и подготовки  учащихся в течение учебного года проводятся экзамены по пройденному материалу. Также предусмотрены открытые уроки для родителей.

Оценка ставится на экзамене по 10-ти бальной системе. На основе изученного материала составляются танцевальные  номера. Учащиеся демонстрируют свои знания во время концертной программы, которая демонстрируется внутри коллектива. Во время годовой аттестации учащиеся 5-7 года обучения демонстрируют свои знания путем судейства на межкомандном конкурсе. Результаты конкурса отражаются в главной ведомости. Если учащийся исполняет правильно все изученные танцы,  то задача выполнены. Если половину, задача выполнена частично. Задача не решена, если учащийся не смог исполнить ни один из изученных танцев.

 

 

 

 

 

Примерный план занятия(1 час) I этапа обучения

 

  1. Вводная часть       3-4 минуты
  2. Коллективно-порядковые и ритмические упражнения 7-8 минут
  3. Классический тренинг или ритмик        а                                5-10 минут
  4. Элементы танца, танцевальные комбинации                    10 минут
  5. Бальные или социальные танцы, танцы-игры       10-15 минут
  6. Заключительная часть       3 минуты

 

 

Примерный план занятия (2 часа) II этапа обучения

 

  1. Вводная часть   3 минуты
  2. Коллективно-порядковые и ритмические упражнения 10 минут
  3. Основы классического танца или ритмика                   10 минут
  4. Тренировочные упражнения             10 минут
  5. Изучение танцевальных элементов             10-17 минут
  6. Разучивание и исполнение бальных танцев             10-25 минут
  7. Работа над постановками             17-20 минут
  8. Заключительная часть   3 минуты

 

 

На открытых уроках дается задание составить индивидуальную комбинация  на основе изученных фигур.

 

 

 

 

Примерный план занятия (2 часа) III этапа обучения

 

  1. Вводная часть 3 минуты
  2. Коллективно-порядковые и ритмические упражнения 10 минут
  3. Классический тренаж или партерный экзерсис 10-15 минут
  4. Тренированные упражнения 5-10 минут
  5. Разучивание танцевальных элементов                                   10-15 минут
  6. Прослушивание музыкального материала                 3 минут
  7. Работа над постановками 20-30 минут
  8. Самостоятельная работа 7 -12минут
  9. Заключительная часть 3 минуты.

 

 

 

 

 

В обучении детей применяются три взаимосвязанных метода работы:

1.Словесный

2.Наглядный

3.Практический

Словесный метод способствует осмысленности, содержательности деятельности ребенка. Словесный метод включает в себя следующие приемы:

— Объяснение. Оно используется когда предлагается новый танец для изучения, новая игра или просто упражнение;

— Пояснение. Они даются во время исполнения детьми тех или иных упражнений, танцев-игр и т.д;

— Указания. Даются во время исполнения танцевальных движений или танцев для более точного исполнения.

Наглядный метод включает следующее:

— Слуховую наглядность как во время прослушивания, так и во время исполнения движений;

— Тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания;

— Зрительную наглядность. К ней относят показ движений в танцах играх и т.д.

Практическая деятельность включает в себя  тренировку, концерты,  конкурсы, экскурсии и т.п.

 

III  Содержание программы

 

Хореография – самобытный вид творческой деятельности народа, подчиненный закономерностям развития культуры общества как одна из её форм. Хореография имеет три раздела: а) народный,  б) бытовой (или, как мы еще называем его, бальный) танец и  в) профессиональное искусство танца, в том числе классический балет.

Каждое занятие включает в себя разминку и изучение нового материала, повторение и закрепление уже изученного на прошлых занятиях.

Разминка по продолжительности занимает до 20% общего времени занятия и включает в себя набор физических упражнений, исполняемых под музыку. Темп музыки в течении разминки меняется. В разминку включаются простейшие танцевальные упражнения, элементы классического экзерсиса, упражнения для развития координации движений и на ориентирование в зале.

Учебная программа предусматривает занятия классического экзерсиса. Программа обучения по классическому танцу составлена на основе «Программы для хореографических училищ по классическому танцу» применительно к данной студии, с учетом возрастных и физических возможностей занимающихся в студии детей.  Занятия проводятся три раза в неделю по 1-2 часа в зависимости от года обучения. Один раз в неделю проводится партерный экзерсис или ритмика.

Работа с детьми в возрасте 6-7 лет наиболее сложна. Они быстро устают, допускают много ошибок, поэтому, здесь применяются приемы, делающие урок интересным, концентрирующим внимание.

В состав урока учащихся второго этапа обучения входят следующие компоненты: танцевальный тренаж, изучение нового материала, его закрепление, в ходе которого, приобретаются танцевальные умения и навыки, повторение и обобщение пройденного материала. Поэтому, урок чаще всего бывает комбинированный. Показ разучиваемых танцев, урок, посвященный пройденному материалу, организация на уроке мини-конкурса на исполнение того, или иного движения, или комбинации. Т.е., идет подготовка учащихся к выступлениям на танцевальных площадках, сценах, или участия в конкурсах и турнирах.

На данном этапе обучения важно воспитать гармоничных исполнителей европейской и латиноамериканской программы. Под гармоничностью, в данном случае, понимается выразительность, присущая каждому отдельному танцу. Выразительность немыслима без высокой техничности, свободы владения телом, без понимания музыкально и национальной основ исполняемого танца.

Они эмоциональны и податливы ко всему, что сопряжено с переживаниями сильных и ярких чувств, вместе с тем, для них характерна смена настроений,

 

У детей в возрасте 7- 10 лет закладываются многие личностные качества. У них формируются мышечная и костная системы, обладающие высокой гибкостью и подвижностью. Дети этого возраста обладают физической выносливостью, потребностью к подвижным занятиям.

Они эмоциональны и податливы ко всему, что сопряжено с переживаниями ярких и сильных чувств, вместе с тем, для них характерна смена настроений, известная непоседливость. При правильной организации занятий, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, музыкально-хореографическое воображение, приобретается определённое богатство переживаний и представлений. Движения ребят становятся согласованными, пробуждается и развивается чувство ритма, танцевальная пластичность. Постепенное умножение заданий, способствует развитию у детей осмысленности, самостоятельности и активности.

У детей, в возрасте 12-15 лет, происходит «Скачок в росте». Это возраст кипучей энергии и активности. Однако, перестройка моторного аппарата, влечёт за собой некоторое нарушение гармоничности движений. При правильной организации занятий, учащиеся могут хорошо усваивать материал, и показывать высокие достижения. Учащиеся, в этом  возрасте, стремятся быть взрослыми, самостоятельными и независимыми. У них формируются иные интересы и стремления. Это пора ломки идеала, примера для подражания. Поэтому, на этом этапе, необходимо перестроить систему взаимоотношений, т.е., создание условий для самовыражения и самоутверждения каждого учащегося, каждой танцевальной пары. Особый акцент надо поставить на парное танцевание. Следует уделять особое внимание позам и положениям в паре, при исполнении танцев. Правильное положение зависит от партнера, который должен вести девочку так, чтобы она чутко реагировала на все движения в танце, стараясь выполнить их, как можно более синхронно. Значит, при работе над танцами Западно-Европейской программы, особое внимание следует уделить партии партнёра.

Очень важен индивидуальный подход к каждой паре, анализ её возможностей. Правильный анализ обеспечит, в дальнейшем,  эффективность освоения учащимися программы обучения. С наиболее инициативными и успевающими учениками, которые желают совершенствовать мастерство, проводятся индивидуальные занятия. Пары, проявившие себя с творческой стороны, привлекаются для постановки концертных номеров, для участия в смотрах и конкурсах.

 

 

Мониторинг результативности освоения программы

 

 

Занятия по Программе строятся с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что позволяет заинтересовать и увлечь каждого ребенка, раскрыть его творческие способности. Ввиду этого педагогом тщательно изучаются природные задатки и склонности воспитанников к различным видам танцевальной деятельности, психологические особенности и нравственно коммуникативные качества личности обучающихся.

Система диагностики образовательных  результатов освоения Программы (включающая комплекс диагностических мероприятий и специальный пакет методик) позволяет отследить динамику личностного развития каждого обучающегося, начиная с первых занятий, определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.

Важнейшим отличительным принципом проведения диагностики является сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление собственных успехов обучающегося по сравнению с исходным уровнем.

Поскольку образовательная деятельность по Программе предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умения и навыкам в области хореографического искусства, но и развитие многообразных личностных качеств и способностей, система диагностики результатов образовательной деятельности обучающихся включает две группы показателей:

1 гр.-  учебные: набор основных знаний, умений и навыков, специальных (хореографических) способностей,         которые приобретает обучающийся в процессе освоения Программы.

2 гр. – личностные: система важнейших личностных качеств обучающегося, сформированных или развитых за период обучения по Программе.

 

 

 

Для определения уровня развития и подготовки  учащихся в течение учебного года проводятся экзамены по пройденному материалу. Экзамены проводятся 3-4 раза в год. Также предусмотрены открытые уроки для родителей.

Оценка ставится на экзамене по 10-ти бальной системе. 1- 2 балла ставится, если учащийся вышел на паркет, но ничего не станцевал, 3-4 балла  — учащийся попытался показать танец,  5-6 баллов – учащийся станцевал, но не в музыку, 7-8 баллов – станцевал, но были технические ошибки и 9-10 баллов – станцевал в музыку, без ошибок и держал стойку. Результаты конкурса отражаются в главной ведомости.  Учащийся не сдавший или плохо сдавший текущий экзамен, сдает его повторно в период проведения следующих зачетов и экзаменов.

В конце учебного года результаты экзаменов анализируются и составляется шкала результативности обучающегося

Во время годовой аттестации учащиеся 5-7 года обучения демонстрируют свои знания путем судейства на межкомандном конкурсе.

Далее педагогом проводится анализ результатов диагностики с позиции оценки эффекта педагогического воздействия и вносятся соответствующие коррективы в образовательный процесс.

 

 

Условия реализации образовательной программы

 

Для успешного осуществления программы необходимы следующие условия:

— Оборудованный танцевальный класс (паркет, зеркала; для классических занятий, деревянный пол и станки);

— Музыкальная аппаратура (магнитофон,  диски с записями, кассеты);

— Музыкальный инструмент для классических занятий (пианино);

— Танцевальная форма у учащихся;

— Информационные стенды;

— Методическая литература;

— Литература по спортивному бальному танцу;

— Демонстрационный материал (по теории и истории спортивного бального танца)

— Костюмы и обувь для концертных выступлений

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 А.Я.Ваганова. Основы классического танца – С-П. 2000г.

Классический танец. Программа для хореографического

училища по специальности «Артист балета»  — М. 1977г.

Н.Тарасов.  Классический танец ­­– М. «Искусство» 1981г.

Р.Захаров.  Записки балетмейстера  — М. «Искусство» 1989г.

Р.Захаров.  Сочинение танца  — М. «Искусство» 1989г

.А.А.Борзов. Народный танец на сцене — М

Л.Д.Блок.  Классический танец. История и современность. – М

1987г.

Н.Базарова.В.Мей. Азбука классического танца  — М. «Искусство»

1964г.

В.Костровицкая. 100 уроков классического танца  — Л

«Искусство» 1981г.

Т.Барышникова Азбука хореографии – С-П 1996г.

М.Васильева – Рождественская. Историко-бытовой танец – М.

«Искусство» 1987г.

С.И.Гальперин.  Анатомия и физиология человека. Возрастные

особенности с элементами школьной гигиены

Современный бальный танец под редакцией В.М.Стриганова и

В.И.Уральской.  — М. Просвещение 1978г.

И.В.Лифиц.  Ритмика  — М. 1999г.

Ю.Е.Соколовский.  Основы педагогики бальной хореографии.

Учебное  пособие  — М. 1976г.

М.Фокин Против течения – Л 1981г.

Энциклопедия Балет – М 1981г.

РГАФК (кафедра спортивной режиссуры. Лаборатория

Спортивного танца Бюллетень №1 Спортивные танцы – М 1999г.

РГАФК (кафедра спортивной режиссуры. Лаборатория

Спортивного танца Бюллетень №1 (3)  Спортивные танцы – М.

1999г.

Уолтер Лэрд – Техника исполнения латиноамериканских танцев

Алекс Мур – Бальные танцы

Оставить ответ