Программа ритмика и танец для 5-6х классов

  1. Пояснительная записка

 

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно — творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Программа «Ритмика» 5-6 классы составлена на основе программы  «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г. и авторской программы по учебному предмету ритмика для учащихся 1-7 классов Беляевой Веры Николаевны»Ритмика и танец»

На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.  Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки  удобно использовать при проведении различных школьных мероприятий. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи:

Обучающая:  формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.

Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.

 

Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение 3 направлений танцевального искусства: бального, современного и народного, который , в свою очередь,  воспитывает в учащихся уважение к национальным традициям.

Оригинальность данной программы – это творческое мышление учащихся. В каждом классе отведено время на то, чтобы учащиеся не только учились определенным движениям и танцам, но и могли изложить свои мысли  на «паркете».

Программа достаточно вариативная и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.

Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках, что вносит в процесс обучения работу на результат.

 

 

Программа  по  ритмике  состоит из четырёх разделов:   

 

  1. Уп­ражнения на ориентировку в пространстве
  2. Ритмико-гим­настические упражнения
  3. Танцеваль­ные упражнения
  4. Танцы различных направлений

 

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занима­ясь конкретным видом музыкально-ритмической деятель­ности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем  разделам  программы  в изложенной последовательности. Од­нако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных на­выков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях харак­терные особенности танцев разных национальностей.

 

Условия реализации

Программа  рассчитана на 1 года обучения — 1 час в неделю (35 ч.)

 

Календарно-тематическое планирование 5 класс

 

урока

 

Дата

 

Название темы

Кол-во часов
1   Вводное занятие.  Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. 1
2   Разминка. 1
3-4   Общеразвивающие упражнения. 2
5-9   Танец «Джайв». 5
10-11   Разминка. 2
12   Движения по линии танца, перестроение, диагональ класса. 1
13-14   Танец «Джайв» — танцевальные комбинации 2
15   Участие в новогоднем представлении 1
16-17   Общеразвивающие упражнения. 2
18-20   Разминка. 2
21   Упражнения на развитие координации. 1
22-26   Танец «Фигурный вальс» 5
27   Разминка. 1
28   Упражнения на улучшение гибкости. 1
29-33   Танец «Фигурный вальс» по линии танца 5
34   Танцевальный командный  конкурс 1
35   Итоговое занятие 1
    ИТОГО 35

 

Календарно-тематическое планирование 6 класс

 

урока

 

Дата

 

Название темы

Кол-во часов
1   Вводное занятие.  Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. 1
2   Разминка. 1
3   Общеразвивающие упражнения. 1
5-9   Танец «Танго» 5
10   Движения танго по линии танца 1
11-13   .Современный танец «Джаз-модерн» 3
14-15   Основные позиции рук и ног в танце «Джаз-модерн» 2
16   Участие в новогоднем представлении 1
17-18   Общеразвивающие упражнения. Разминка. 2
19-20   Русский народный танец. 2
21-22   Основные положения рук и ног 2
23-24   Основные элементы русских танцев 2
25-28   Стилизация русского танца 4
29-33   Танцевальные комбинации на тему «Стилизованный русский танец» 5
34   Танцевальный командный  конкурс 1
35   Итоговое занятие 1
    ИТОГО 35

 

Знания и умения

— знать движения, выученные за год;

— знать названия движений и танцев;

— знать танцы, выученные за год;

— знать танцевальные схемы;

— уметь танцевать в заданном темпе.

 

 

 

 

  1. СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Материальные средства:

— учебный кабинет, актовый зал;

— магнитофон;

— компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

— фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке

— наглядные демонстрационные пособия;

— коврики для выполнения упражнений;

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Н.Базарова.В.Мей. Азбука классического танца  — М. «Искусство»

1964г.

С.И.Гальперин.  Анатомия и физиология человека. Возрастные

особенности с элементами школьной гигиены.

И.В.Лифиц.  Ритмика  — М. 1999г.

Ю.Е.Соколовский.  Основы педагогики бальной хореографии.

Учебное  пособие  — М. 1976г.

Алекс Мур – Бальные танцы

В.Ю.Никитин. Модерн-джаз танец: История.Методика.Практика – М.: Издательство «ГИТИС», 2000г.

О.В.Ерохина. Школа танцев для детей. Серия «Мир вашего ребёнка» — Ростов н/Д: Феникс,  2003г.

Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. Москва. 2004 год.

Оставить ответ