Роль сольного танца в развитии творческой личности

Круглый стол на тему: «Роль сольного танца в развитии творческой личности» Москва 2007 год.

«Соло», как известно,  обозначает выступление одного артиста. Для того чтобы иметь право исполнять сольные танцы, мало их хорошо изучить и технически освоить. Необходимо обладать творческой индивидуальностью, ярким артистическим талантом и уметь своим исполнением вдохнуть в танец живую душу. Таким исполнителем и был Махмуд Алисултанович Эсамбаев. Это был артист в настоящем смысле слова.

Артист балета призван создавать средствами танца живые человеческие образы. Во многом от степени одаренности и творческого отношения к своему труду зависит очень многое. Как известно, занятия классическим танцем начинают с детских лет, когда организм ещё не сформировался и его можно развивать согласно требованиям балета. Но бывают и исключения. При особых природных данных некоторые молодые люди добиваются выдающихся успехов. К таким исключениям относится Махмуд Эамбаев. Благодаря природной музыкальности, гибкости тела,   своему темпераменту, эластичным, выразительным рукам, настойчивости и огромному трудолюбию, вовремя подмеченными педагогом и балетмейстером Иваном Кирилловичем Ковтуновым, Эсамбаев  быстро нашел себя в профессиональном балете. Восприимчивый и эмоциональный от природы, наделенный отличной музыкальной памятью и способностью оттачивать технику до совершенства, Махмуд легко осваивал любую партию, находя для каждой новые движения и краски. В «Цыганском танце» в постановке Бориса Эйфмана в одном из моментов Махмуд танцевал  одними кистями рук, одними пальцами, и это было очень выразительно и необычно. В балете Глиэра «Красный мак» Эсамбаеву поручили «Танец в ресторане». В большом спектакле ему не придавали серьезного значения. Но совершенно неожиданный успех танца на первом же представлении превзошел все ожидания. Именно здесь проявилась самобытная поэзия танца Эсамбаева. «Танец в ресторане» стал одним из первых шагов на его своеобразном творческом пути.

Есамбаев Махмуд

Оставив академическую сцену и перейдя на эстраду, он создает концертную программу «Танцы народов мира». Программу из многих народных танцев, где за один вечер представляет людей разных национальностей. Вечер, где  можно перенестись на все континенты, в другие страны и эпохи, показать многообразие стилей, характеров. Этот замысел, требовал колоссального труда, самоотдачи, терпения и таланта.

Многие эстрадные танцоры мечтали о своеобразном театре одного танцора. Но лишь Эсамбаеву удалось реализовать эту задачу не в единичных концертных выступлениях, а в постоянной творческой практике.

Эстрадное искусство объединяет в себе разнообразные жанры, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям  публичной демонстрации  (декорации практически отсутствуют, что дает возможность выступать на различных площадках), в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств. Все это способствует выявлению творческой индивидуальности исполнителя. Танцовщик, находясь один на один с залом, должен совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, убедительно, последовательно  рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в считанные минуты номера. Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, безукоризненной логики актерской работы, абсолютного чувства меры и, главное отношение к танцу как истории человеческого характера. Как говорит сам Эсамбаев: «Танец любого народа выражает его самые характерные, самые высокие и прекрасные черты. Поэтому я знаю, что профессиональной школы танцовщику мало. Его школой должна быть сама жизнь».

Внешние данные помогают или мешают артисту в работе, но, разумеется, в итоге решает вся его внутренняя наполненность, артистизм. Есть натуры лирического склада, другие склонны к героическим и трагическим ролям, некоторые обладают комическим даром. Какое-то время Махмуд Эсамбаев считал себя неподходящим типажом для русской хореографии. Поэтому долго думал и много искал подход для создания русского танца «Эмигрант». Помогли ему в этом художники-палешане Кукулиевы. Сшитый по их эскизам костюм уже сам по себе был произведением искусства. Одетый в этот костюм артист смог подчеркнуть духовную и физическую силу, красоту русского человека, в тоже время помог яснее оттенить, высветить трагизм  положения человека, потерявшего Родину.

Концертная программа Махмуда Эсамбаева в достаточной мере разнообразна по разновидности танцевальных жанров: «Легенда» воплощена в танцевально-игровой форме, «Портняжка» обрисован актером гротескно-комедийными красками, в «Мелодиях Испании» звучат героические интонации, «Золотой бог» пронизан эпическим спокойствием, наконец, его трагический  танец «Макумба» передает невероятное напряжение борьбы человека с вошедшим в него злым духом.

В этом номере наиболее ярко выявились особенности его физического склада и специфичность танцевальной техники. Высокий рост и худоба танцора придают особую выразительность изощренному рисунку поз его героя – колдуна. Эсамбаев начинает танец, склонившись до самой земли, — колдун скрючен невыносимой болью. Пытается разогнуться, но терзающие его душевные муки передаются и телу, сотрясая в конвульсиях. Возможно, в другом исполнении все эти судороги стали бы натуралистическими, но танец Эсамбаева не теряет пластической красоты, благодаря музыкальности и необычной гибкости артиста. Трагическому образу колдуна соответствует и аскетическое лицо Эсамбаева с огромными черными глазами и орлиным профилем. На нем застыла маска страдания. И лишь в конце номера, когда невероятным усилием воли герой преодолевает злую силу, глаза танцора загораются торжеством.

Так в чем же заключается творчество артиста? Специфика творчества артиста заключается в том, что мысли, чувства и переживания своего героя он выражает без помощи человеческой речи: движениями тела, жестами рук, мимикой лица. Речью здесь является сам танец. От степени его наполненности содержанием зависит сила его выразительности. Эстрадный танец задумывается обычно для конкретных исполнителей и максимально выявляет их индивидуальные возможности. Наиболее популярные эстрадные танцы, бытовавшие на советской эстраде, были созданы для определенных танцоров. Иногда – самими актерами или при сотрудничестве с постановщиками. На всех лучших танцах печать индивидуальности их исполнителя, и многие номера сошли с эстрады вместе с исполнителями. Попытки передать репертуар другим актерам, как правило, были безуспешными. Все это дает основание утверждать, что эстрадный танец в подавляющем большинстве случаев и должен создаваться как личный репертуар одного исполнителя.

Танец Махмуда – это общение с Богом. Его особое магическое воздействие на людей поражало. Уникальность была не только в непревзойденной технике, но и в потрясающей гармонии тела и души.

Голушко Оксана Дмитриевна

Оставить ответ